БЕЛЛА ШАБРОВА

ТВОРЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ

Социальные сети

ГУСТАВ КЛИМТ В ВЕНЕ И ЕГО ВРЕМЯ 

Бельведер в Вене

Густав Климт

Содержание экскурсии
1. На экскурсии мы рассмотрим биографию художников 


2.Формирование творчества Густава Климта и его современников 

3. Творчество Климта во всех ипостасях

4.  ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ИСКУССТВО в прямом его Выражении 

5. Узнаем  что такое шедевр, сколько подделок в музеях и как иногда раскрывают уникальную подделку 

6. Узнаем почему Кокошка, Герстль или Шиле обращались к образу женщины - подростка 

7.  Эстетика 

8. Академизм, Философия Ницше, учения Фрейда

9. Психологическая антропология в живописи



Где еще можно увидеть Климта: 
1. Сецессион 


2. Художественно - исторический музей Вены


 3. Музей Театра 


4. Венский исторический музей


 5. Венский драматический Театр 


6. Музей Леопольда ( помимо других работ представлены удивительные практически топографические ландшафты)  

Густав Климт

1. Биография  


Густав Климт - один из почти ИДОЛОВ, связанных с Веной, запоминающийся, популярный, любимый. 
 Художник, который очень известен в Москве и зачастую Ваш приезд связан именно с посещением дворца Бельведера, где находятся его некоторые работы.
«Можешь идти гулять, возьми Эрнста с обой, а ты Клара присмотри за обоими, я за тобой домою полы !»- два раза повторять матери не пришлось и дети гурьбой выбежали на улицу. 

 Иногда в семье не хватало хлеба и Клара, старшая сестра Густава, Ернст младший брат Густава и Густав , проходя вечерами на рынке мимо лавок с сырами, фруктами, орехами, смотрели на все голодными глазами и начинало урчать в животе от того, что скромный обед был далеко не сытным. Владельцы торговых лавок видя детей, которые не могли оторвать глаз от отакого изобилия сладостей и еды, поспешно пытались прогнать их ..

Проходя мимо знакомых булочников ,частенько они получали по свежеиспеченной булочке. Позднее в одном из писем Мицце , одной из своих моделей, подруге, испытывая уже чувство полного материального благополучия , писал :
«Деньги должны быть потрачены , как можно скорее , они должны выглядеть красиво..!».
Мама Густава Климта, урожденная Анна Финстер, была очень музыкальным ребенком и с детства мечтала стать оперной певицей, но жизнь сложилась так , что выйдя замуж за гравера Ернста Климта и родив ему пятерых детей, занималась воспитанием детей и хозяйством по дому. 
Семья очень часто переезжала с места на место, в то время это было обычным явлением в силу того, что у отца Густава не было стабильного заработка и временами приходилось снимать жилье далеко от центра. Вена была центром Австро-Венгрии и поток, желающих найти работу был велик. 

Густав был очень способным учеником в школе и учитель Herr Bruhns посетив семью Климтов, поставил родителей в известность, что Густав очень одаренный по рисованию ребенок. 
Это ни в коей мере не входило в планы родителей, давать образование Густаву, ведь он должен был быть кормильцем и помощником в семье и если бы не горячая убежденность учителя и даже уверенность в том, что за Густава не нужно будет платить и он возможно сможет получать еще и стипендию, склонили родителей к решению , дать Густаву шанс. «Кто знает ?, возможно и поступит !».

«Мама, я сдал экзамен»- дрожащим голосом произнес Густав, читая письмо- ответ приемной комиссии и «буду получать стипендию 20 гульденов месяц».

В школе были выбраны три талантливых ученика , а именно Густав Климт, его брат Эрнст, который поступил на следующий год и Франц Матч для продолжения учебы в школе Искусств.«Ничего лучшего со мной в жизни и не могло произойти» - говорил Густав Климт.


2. Картины Густава Климта

Эпоха Густава Климта, мы сегодня говорим, когда затрагиваем начало 20 века. Среди работ Климта 250 женских портретов, еще большее количество зарисовок, набросков и картина «Поцелуй» является символом его творчества, а точнее в искусстве.

Три типа женщин встречаем мы в его работах.
Роковая женщина , эдакая «Фемма фатале», библейская героиня и портреты. Наивысшей точкой творчества Климта , его золотого периода мы находим в его «Золотой Аделе». Адель Блох –Бауэр – жена фабриканта, Фердинанда Блоха, моложе мужа на 17 лет. 
 Брак несчастлив.
« Больна, всегда с мигренью, сигарой в зубах, вызывающий взгляд,, элегантна..» -так описывает ее племянница.

 Это единственная женщина, которую Климт, за исключением Эмилии Флеге пишет дважды, картина стоимостью в 135 миллионов долларов.


3.Густав Климт - Картина "Поцелуй"

Картина Климта поцелуй является символом целого направления в живописи и в отличие от других работ Густава Климта, восхитила венское общество. До сегодняшнего дня эта самая известная работа Климта. 

На первый взгляд работа Климта "Поцелуй" не имеет ничего общего с другими его работами. Золотой фон картины - собственно заимствовано у картин сакрального характера, периода средневековья. Цветочный луг, который фактически занимает треть нижней части картины, неожиданно обрывается, что говорит само по себе о угрозе разыгранного в картине сценария. 

По сравнению с другими его работами, где фигурирует непосредственно образ смерти, здесь в этой роли выступает обрыв. Венок из цветов, вокруг головы девушки, своего рода - святой ореол. 
Мужчина играет доминирующую роль ( СМ.Кокошка и Альма Малер), женщина при этом выступает больше в качестве обьекта любви, что подчеркивает ее облегающее платье Лица мужчины мы не видим, предположительно он пишет себя и Эмилию Флеге.

Густав Климт - родился 14 июля 1862 года в Баумгартене, пригороде Вены, и был вторым из семи детей бедного гравера.Вместе со своим братом Эрнстом работал вплоть до смерти. Художник молодого поколения, не хотел больше академизма, основал новое направление в живописи, противостоящее буржуазному консерватизму - новую группу, так называемых "Сецессионистов". 

Его женщины в основном, это роковые женщины, FEMMA FATALE , это всегда ассоциация с сексуальностью и смертью.....


4. ГУСТАВ КЛИМТ и Художественно-исторический музей в Вене

Группа художников-Франц Матч,Густав Климт и Эрнст Климт, три студента школы Искусства еще в 1880 году, когда им еще не было 20 лет,основывают маленькое ателье и получают благодарю их учителю Фердинанду Лауфбергу немалое количество заказов. Франц Матч и Эрнст Климт посвящают себя традиционной живописи, в то время как Густав Климт идет совершенно иным путем, он опирался на каноны классической живописи, тем не менее его поиски уходят глубже и можно говорить о начале новой фазы – символизме. 

Густав Климт был сыном гравера, и многие часы он проводил за изучением античных ваз, таким образом его работы поражают искусными аллегориями, оптическими иллюзиями. Исполнение в барочном стиле отличали творчество Климта. Такие художники, как Böcklin, Marees и Gustav Moreau, также отчасти английские прерафаэлиты явились основоположниками этого направления. Изучая и повторяя старых мастеров, они пытались связать действительность и искусство. 

В середине 1881 года дворцовый комитет принимает решение пригласить сильнейших мастеров во главе авторитетного наставника исторической школы Ханса Макарта, для росписи на полотне, парадной лестницы ,потолка., 12 люнеток с угловыми картинами, непосредственно выполненными на стене. "Апофеоз искусства" потолочной живописи Художественно- исторического музея - кисть мастера Mihaly Munkacsy, это Апофеоз живописи эпохи ренессанса в целом, мы видим изображения великих мастеров Микеланджело, Рафаэля, Леонардо. 

В 12 люнетах показаны аллегории итальянского, нидерландского, испанского, немецкого ренессанса. Густавом Климтом персонифицирован римский и венецианский периоды раннего итальянского возрождения. 
Густав Климт тщательно изучает раннюю живопись по картине «Коронация Марии» Антонио Фабриано, подаренной Лихтенштейном. 
Мы видим дожа Климта в парчовых одеждах с большими пуговицами, на голове венецианского дожа - корона дукале.
 Лицо дожа напоминает кисть Беллини, портрет дожа Леонардо Лоредана, находящегося в Лондонской национальной галереи.


5. Густав Климт и "Беседы Гетер"


Все мы говорим о том, что работы Климта содержат эротический смысл, но мало кто объясняет откуда это пошло, Ницше, Фрейд сыграли конечно определенную роль, и можно бесконечно говорить о дионисийском начале и красоте Аполлона в живописи, но это все общее.. В чем конкретно выражена эротика и откуда она пошла у Климта? И вообще что у него есть совершенно откровенного.. Ну а теперь посмотрим, один из примеров - аллегория греческого искусства Густава Климта в художественно-историческом музее и она необыкновенна хороша.

Артур Шнитцлер — австрийский писатель, драматург, писал о венке начала 20 века: " Она развратна без греха, невинна без девственности, немного смущена, прекрасно расположена и с легкий тенью озабоченности...".

В 1907 году венский писатель Франц Блай публикует "Беседы Гетер", используя перевод 18 века Мартина Виланда, его античного текста - "Беседы Гетер", написанные когда то Лукианом Самосатскоим , жившем в 5 веке до нашей эры. Текст 1907 века был провокационен и не исключал отровенных тем.

"Беседы Гетер" состоят из 15 диалогов гетер, где мужчина собственно занимает абсолютно пассивную позицию. Эти беседы послужили основанием для создания книги "Беседы Гетер" с эротическими иллюстрациями, созданные Климтом. Только Климт рассматривает их в трансформативном контексте, Гетеры здесь и сейчас, поэтому мы видим изображение венок эпохи Климта. Климт изучал античные вазы и в изображении фигур конечно находим сходство. Мы видим этот тип еще в 1906 году на открытке.
11 января 1907 года была выпущена книга.

6. Густав Климт "Nuda Veritas" 

„ Nuda Veritas“ (Голая правда), Густав Климт, 1899, Вена, музей театра.

«Будьте мудры, как змии и просты, как голуби..» Мф. 10: 16-16.

Начало 20 века в Вене появляется новая, откровенная, провокативная в аспекте морали живопись. Столица Австрийской Империи с католическими устоями и многовековой историей , либеральной буржуазией, научными открытиями в области сексологии, основание Фрейдом психоанализа, радикальностью идей, в результате многочисленных исторических предпосылок Вена становится уникальной плодородной почвой для рождения нового направления в искусстве - модерна. Венский модерн, основой развития которого была бескомпромиссная реальность. Поэтому Вена так далеко оказалась от абстракционизма.
« Nuda Veritas”
На высоком , почти в 2,5 метра полотне изображена обнаженная молодая женщина. Копна ее пушистых густых рыжих волос, только только прикрывающих грудь, украшена такими же легкими ромашками. В руке она держит выпуклое зеркало, слегка напоминающее хрустальный шар. Ее прямой взгляд устремлён на зрителя и бескомпромиссен, как сама ее поза. Вызов ..
Ее левая рука по «Климтовски « ( ну и не только по Климтовски) слегка напряжена. Вокруг ее ног обвилась змея. В верхней части рамки картины ( рамка- работа младшего Климта, Эрнста Климта) цитата Шиллера ( в данном случае перевод не дословный) « твоё искусство не может нравится всем, в противном случае оно не правдиво, а многим нравится - плохо». Толкование змеи и зеркала неоднозначно. Зеркало - атрибутика и символ благоразумия. Выпуклое зеркало искажает отражение и оно в связи с этим недействительно.

Это и понятно, мы не хотим видим правды о самом себе. Что хотел этим сказать Климт ? Отношение мужчины и женщины? Когда исторически сложилась такое понятие как « асимметрия полов».

Отношение к искусству ?Когда искусство - то что, нас окружает ? Правда неоднозначна, неодностороння..Эта картина не аллегория, аллегория - это то, что стоит за изображением. Отношение к себе, отношение к женщине и отношение к современному искусству. А ну да, конечно, забыла .. орнамент, на фоне которого изображена « Nuda Veritas” ( голая правда) имеет конечно отношению к научному в то время открытию сперматозоидов и яйцеклеток». Ну как то, так..

картины, портреты Густава Климта, фото



Статья Берты Цукеркандль-Шепс

«Факультетские картины» (нем. Fakultätsbilder) Густава Климта — общее название четырёх картин, созданных для украшения потолка большого актового зала в здании Венского университета.

На картинах в аллегорической форме были изображены четыре классических факультета, имевшихся в европейских университетах.Работа Густава Климта „Философия“выставляется на 12 выставке „Сецессиона“, вокруг картин разыгрывается скандальная история. Министерство выносит решение не отдавать работы университету, а разместить их в галере Бельведера.

В ответ на это Климт отказывается отдавать свои работы. Началась тяжба, длившаяся годы.Скандальная история получила название „Афера Климта“. Журналистка Берта Цукеркандль пытается защитить Климта своей статьей.Берта Цукеркандль-Шепс (нем. Berta Zuckerkandl-Szeps; 13 апреля 1864, Вена — 16 октября 1945, Париж) — австрийская писательница, журналистка, литературный критик и хозяйка литературного салона.

Берта Цукеркандль оказывала протекцию художникам из так называемого Нёчского круга Антону Колигу и Себастьяну Изеппу и поддерживала тесные связи с участниками Венского сецессиона и Венских мастерских, в становлении которых она принимала непосредственное участиеСтатья ( частично) Берты Цукеркандль от 12 апреля 1905 года в венской газете "Wiener Allgemeinen Zeitung".

Климт умер 6 февраля 1918 года, тринадцать лет назад.В следующем году ему исполнилось бы семьдесят лет.Он умер на пике своего творчества. Он умер, как и жил. Простой герой.Спокойный, жесткий боец. Непобедимый человек. Победитель!Герой, который не знал других заповедей, кроме глубочайшего закона своего существования, как художника.Под диктатом так называемой "администрации искусства“ произошло управление искусством“.

Борьба, которую Климт вел за свои университетские картины запомнился в истории искусства, как когда то борьба за свое искусство Микеланджело. Этот бунт великого художника против наглого посягательства на самые священные права на его творения.12 апреля 1905 года.Рано утром я читаю газету (Берта) ."

Густав Климт отказывается от возвращения залога в сумме 13.000 крон Министерству образования за заказанные у него потолочные картины для фестивального зала университета. Он забаррикадировался в своей студии, картины буду насильно конфискованы“В 9 часов9 часов на улице Йозефштедтерштрассе перед студией Густава Климта."Не звонить. Не открывается". Я зналасигнал стука для друзей Климта.

И действительнодверь была осторожно открыта. "Я должна поговорить с тобой".Ты не имеешь права сегодня скрываться в одиночестве. Мы должны прокричать миру о том, что было решено.„Я никогда не забуду прекрасное зрелищеэтой бушующей грозы. Когда мне удалось прочитать слово в словописьмо Министерства извержение стихии было настоящимбыло настоящей бурей.

Климт промчался по комнате, разорвалсрывал картины со стены, бросал их в угол, выливал чернильницу, рвал рисунки, проливал чернильницу, рвал чертежи, словом, был настолько неуправляем, что потребовалось огромное усилие успокоить его..,Грохот его торопливых слов:"Для художника не существует такого понятия, как страдание.

Заказчик, который не полностью на стороне художника., для меня такая вещь абсолютно не проходима,И я искал всевозможные способы выпутаться из этой ситуации.из этой ситуации, которую я считаю абсолютно унизительной для настоящего художника, для настоящего искусства . Со времени злополучной "Государственной комиссии“, когдаМинистр образования, похоже, действительно вообразил, что он имеет право так относиться и поступать по отношению к моим работам.

В Дюссельдорфе, где нашаАвстрийская выставка была официальной, Министерство образования потребовало удалить"золотую рыбку" перед открытием, потому что немецкий кронпринц, который должен был открыть выставку, мог быть шокирован этой работой. Резкий отказ отвыставочного проекта, был реализован Сент-Луисским сецессионом. Я никогда не буду мастером при Министерстве, и не буду присутствовать на выставке, если только мои друзья не заставят меня это сделать.Хватит цензуры. Я собираюсь помочь себе.хочу сбежать.

Я хочу избежать всех этихнеприятных насмешек, которые останавливают мою работу...Свобода. Я отказываюсь от любой государственной помощи.Но все это, что я сказал вам здесь, является вторичным.

Главное, что я хочу занять свою позицию против того, как австрийское государство, Министерство образования решает вопросы искусства. При любой возможности оно идет против настоящего искусства и настоящих художников.Многое произошло против серьезных художников, которых я не хочу перечислять здесь, но однажды я это сделаю. Я хочу хоть раз дать ясность.

Государство не должно играть роль мецената, когда оно подает где- то в лучшем случае милостыню. Государство не должно присваивать себе роль судьи выставочной системы и оставить художественную инициативу полностью за художниками.

Должностное лицо не должно вмешиваться в работу художественных школ и выгонять художников, как это происходит сейчас самым решительным образом, я против такой политики. Как это произошло на последнем заседании Комитета Бундестага, когда Сецессион преподнесли в самой унизительной и неуважительной форме, порочащей манере и министр не счел нужным, что ему нужно сказать хоть слово в защиту.

Публикация этого разговора с Климтом(воспроизведенной здесь лишь вкратце) состоялась в тот же день.Статья ударила, как бомба. Климт остался победителем. Министерству пришлось согласиться забрать у Климта аванс в 13 000 крон и сохранить его права над картинами. Густав Климт сильно пострадал от чиновничьего высокомерия и самоуправства. Но: каждое распятие...является мощным примером.
Статья Берты 5 февраля 1931 была еще раз опубликована.



ВОЗМОЖНО ВАС ЗАИНТЕРЕСУЮТ ЭТИ ЭКСКУРСИИ
Экскурсии по Альбертине
Альбертина в Вене
От Моне до Пикассо
Музей Леопольда экскурсия
Музей Леопольда
Климт, Шиле, Кокошка и Герстль
Музей истории искусств в Вене
Музей истории искусств
Брейгель- треть всех его работ, Веронезе, Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие
Кунсткамера в Вене экскурсия
Кунсткамера в Вене
Шедевры малого изящного искусства. Уникальная коллекция Габсбургов.