гид в вене - ЭКСКУРСИИ, музеи ВЕНЫ, достопримечательности АВСТРИИ. 

Назад к списку

Мартин Шонгауэр

Мартин Шонгауэр (нем. Martin Schongauer 1450/1453, Кольмар — 1491, Баден), Рождение Иисуса, Берлин.(Хуго ван дер Гус, Поклонение пастухов, Берлинская картинная галерея)Я бы хотела вновь обратиться к старым мастерам, а именно Шонгауэру.. Чем велик он? Рассуждая здесь о Сезанне, мы поняли , что не нужно откусывать яблоко, чтобы понять, что оно твердое, достаточно посмотреть на яблоко Сезанне. Брейгель и Герцог Альба, Рембрандт, его позднее творчество, оно сложное, как его жизнь и Кандинский про него сказал, есть два Импрессиониста : „Тициан и Рембрандт.!!.“ - велика фраза !! Впечатление …Эмоции.. И Рембрандт не выбирает академичный мазок, он берет сложную, почти мембранную манеру письма , когда пишет свои поздние портреты, ему невыносимо тяжело в жизни.. Шиле говорит: „ Я могу, как Мастер - Климт“ - но "я есть сам" и кричит через свое тело..А Шонгауэр ??Немецкий живописец, рисовальщик и гравёр периода Раннего Возрождения.Мартин Шонгауэр был рожден в семье, известного уже с 1329 в Аугсбурга графского рода, титула, даруемого им духовенством. Родился он в Кольмаре, между 1425 и 1430 годами. Отец был золотых дел мастер. Мартин первые навыки получает в мастерской отца, как рисовальщик и гравер, затем у кольмарских живописцев. Сохранилось около 115 его медных гравюр. Он распространил яркий, неповторимый свой стиль. Они все подписаны „M“ и „S“ , между ними маленький крестик с лунообразующей средней линией. Никогда его гравюры не будут забыты…Просто мало говорят ..Его называли „Прекрасный Мартин“, сохранилось 52 рисунка и приблизительно столько же копий. Дюрер увидел работу Мартина и написал „ Это Красота Мартина, 1470, а он еще подмастерье .“ Он восхищался гравюрами Шонгауэра. Решающее в живописи Мартина было знакомство с творчеством великого старонидерландского художника Рогира ван дер Вейдена, а также нидерландского живописца Хуго ван дер Гуса ( один из его шедевров Алтарь Портинари, 1475), о нем тоже мало говорят.. Вазари ошибочно, по причине столь великолепных работ, причисляет Шонгауэра к итальянцам и сообщает нам, что сам Микеланджело обращался к работам прекрасного Мартина. Ну конечно, пейзаж напоминает кисть венецианских мастеров. Настолько красив…Работа Шонгауэра „Рождение Иисуса“ - это ювелирное тонкое украшение..Какая нежность и изысканность в красках и изящности линиий, в чем сказалось немалое влияние Рогира ван дер Вейдера. Но вместе с тем реалистичность, экспрессия персонажей вводит в состояние изумления и восхищения, особенно если посмотрим на лица с правой стороны картины. В этом Шонгауэр обращается в том числе к творчеству Гуса. Только Мартин он мягче, тоньше, лиричнее, сказочнее даже..В случае работы Хуго ван дер Гуса, он соединяет несколько сцен, в отличие от Шонгауэра, Мария и Иосиф в окружении Ангелов, тут же Волхвы приглашают нас с Вами узнать, что произошло. Пастухи, падая на ходу, спешат посмотреть на него ..Гус пишет с эмоциями и экспрессией, жанрово и характерно..У Шонгауэра мягкое лиричное созерцание этой сцены, благородное, проникновенное…Но под влиянием Хуго ван дер Гуса, Эразма Роттердамского, Иеронима Босха формируется яркая демонизация Зла и идеализация Добра в изображениях прекрасного Мартина. Некий дуализм. Его живопись и виртуозное владение резцом остается на века..Его работы, как например, мучения Святого Антония или Страсти Христовы не могут спокойным оставить даже искушенного искусством зрителя. Насколько прекрасно его добро в линиях, колорите, мягкости, настолько демонически чудовищно ужасно его зло в этих же гениальных линиях. И настолько же велико его влияние на живопись в целом.Где то в книге я читала, что Дюреру в его работе "Вознесение Марии" заказчики предложили вырезать и продать ступни, изображенного в этой картине коленопреклоненного Апостола. И в этом была немалая заслуга великого Шонгауэра, когда Дюрер линию за линией, рисунок за рисунком тщательно изучал и учился на мастерстве Прекрасного Мартина.