БЕЛЛА ШАБРОВА

ТВОРЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ

Социальные сети

Back to the list

Густав Климт, Факультетские картины» (нем. Fakultätsbilder

«Факультетские картины» (нем. Fakultätsbilder) — общее название четырёх картин, созданных для украшения потолка большого актового зала в здании Венского университета. На картинах в аллегорической форме были изображены четыре классических факультета, имевшихся в европейских университетах.Работа Густава Климта „Философия“выставляется на 12 выставке „Сецессиона“, вокруг картин разыгрывается скандальная история. Министерство выносит решение не отдавать работы университету, а разместить их в галере Бельведера. В ответ на это Климт отказывается отдавать свои работы. Началась тяжба, длившаяся годы.Скандальная история получила название „Афера Климта“. Журналистка Берта Цукеркандль пытается защитить Климта своей статьей.Берта Цукеркандль-Шепс (нем. Berta Zuckerkandl-Szeps; 13 апреля 1864, Вена — 16 октября 1945, Париж) — австрийская писательница, журналистка, литературный критик и хозяйка литературного салона. Берта Цукеркандль оказывала протекцию художникам из так называемого Нёчского круга Антону Колигу и Себастьяну Изеппу и поддерживала тесные связи с участниками Венского сецессиона и Венских мастерских, в становлении которых она принимала непосредственное участиеСтатья ( частично) Берты Цукеркандль от 12 апреля 1905 года в венской газете "Wiener Allgemeinen Zeitung".Климт умер 6 февраля 1918 года, тринадцать лет назад.В следующем году ему исполнилось бы семьдесят лет.Он умер на пике своего творчества. Он умер, как и жил. Простой герой.Спокойный, жесткий боец. Непобедимый человек. Победитель!Герой, который не знал других заповедей, кроме глубочайшего закона своего существования, как художника.Под диктатом так называемой "администрации искусства“ произошло управление искусством“. Борьба, которую Климт вел за свои университетские картины запомнился в истории искусства, как когда то борьба за свое искусство Микеланджело. Этот бунт великого художника против наглого посягательства на самые священные права на его творения.12 апреля 1905 года.Рано утром я читаю газету (Берта) ."Густав Климт отказывается от возвращения залога в сумме 13.000 крон Министерству образования за заказанные у него потолочные картины для фестивального зала университета. Онзабаррикадировался в своей студии, картины буду насильно конфискованы“В 9 часов9 часов на улице Йозефштедтерштрассе перед студией Густава Климта."Не звонить. Не открывается". Я зналасигнал стука для друзей Климта. И действительнодверь была осторожно открыта. "Я должна поговорить с тобой".Ты не имеешь права сегодня скрываться в одиночестве.Мы должны прокричать миру о том, что было решено.„Я никогда не забуду прекрасное зрелищеэтой бушующей грозы. Когда мне удалось прочитать слово в словописьмо Министерства извержение стихии было настоящимбыло настоящей бурей. Климт промчался по комнате, разорвалсрывал картины со стены, бросал их в угол, выливал чернильницу, рвал рисунки, проливал чернильницу, рвал чертежи, словом, был настолько неуправляем, что потребовалось огромное усилие успокоить его..,Грохот его торопливых слов:"Для художника не существует такого понятия, как страдание.Заказчик, который не полностью на стороне художника., для меня такая вещь абсолютно не проходима,И я искал всевозможные способы выпутаться из этой ситуации.из этой ситуации, которую я считаю абсолютно унизительной для настоящего художника, для настоящего искусства .Со времени злополучной "Государственной комиссии“, когдаМинистр образования, похоже, действительно вообразил, что он имеет право так относиться и поступать по отношению к моим работам. В Дюссельдорфе, где нашаАвстрийская выставка была официальной, Министерство образования потребовало удалить"золотую рыбку" перед открытием, потому что немецкий кронпринц, который должен был открыть выставку, мог быть шокирован этой работой. Резкий отказ отвыставочного проекта, был реализован Сент-Луисским сецессионом. Я никогда не буду мастером при Министерстве, и не буду присутствовать на выставке, если только мои друзья не заставят меня это сделать.Хватит цензуры. Я собираюсь помочь себе.хочу сбежать. Я хочу избежать всех этихнеприятных насмешек, которые останавливают мою работу...Свобода. Я отказываюсь от любой государственной помощи.Но все это, что я сказал вам здесь, является вторичным. Главное, что я хочу занять свою позицию против того, как австрийское государство, Министерство образования решает вопросы искусства. При любой возможности оно идет против настоящего искусства и настоящих художников.Многое произошло против серьезных художников, которых я не хочу перечислять здесь, но однажды я это сделаю. Я хочу хоть раз дать ясность. Государство не должно играть роль мецената, когда оно подает где- то в лучшем случае милостыню. Государство не должно присваивать себе роль судьи выставочной системы и оставить художественную инициативу полностью за художниками. Должностное лицо не должно вмешиваться в работу художественных школ и выгонять художников, как это происходит сейчас самым решительным образом, я против такой политики. Как это произошло на последнем заседании Комитета Бундестага, когда Сецессион преподнесли в самой унизительной и неуважительной форме, порочащей манере и министр не счел нужным, что ему нужно сказать хоть слово в защиту.Публикация этого разговора с Климтом(воспроизведенной здесь лишь вкратце) состоялась в тот же день.Статья ударила, как бомба. Климт остался победителем. Министерству пришлось согласиться забрать у Климта аванс в 13 000 крон и сохранить его права над картинами. Густав Климт сильно пострадал от чиновничьего высокомерия и самоуправства. Но: каждое распятие...является мощным примером.

Статья Берты 5 февраля 1931 была еще раз опубликована. Гид - искусствовед Шаброва Бельведер экскурсии