БЕЛЛА ШАБРОВА

ТВОРЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ

Социальные сети

Back to the list

Готическая архитектура

Когда мы входим в готический Собор, всегда охватывает чувство величия с ощущением средневековой мистики, пытаясь разобраться во всем этом, я дотошно читаю материалы по архитектуре средневековья и конечно схоластику. Схоластика - это логическое постижение Бога, основанное на рассуждении. Это философия того времени. Я не буду о философии Платона и Плотина, на чем основывалась ранняя схоластика, укажу только временные рамки схоластики - 12 век. , а мы будем на примерах. Трактаты по архитектуре обращаются к книгам римского архитектора Витрувия, который в свою очередь не был архитектором в прямом смысле, он написал некое пособие из 10 книг в помощь заказчикам архитектурных сооружений. Он идеализирует греков, не видя греческую архитектуру и игнорирует современные новшества того времени, как то арочную схему. „DE ARCHITECTURA LIBRI DECEM“, ca. 30 v. CHR. - Это единственный сохранившийся античный трактат по архитектуре, и то не оригинал, а копия его трудов. Есть такое понятие - „витрувианская фигура „ - коротко означает, что человеческая фигура есть микрокосмос и макроскосмос. „….центром тела является пупок. Ибо если человек лежит на спине с раскинутыми руками и ногами, а острие циркуля находится у пупка и рисует круг, то круг касается кончиков пальцев обеих рук и кончиков пальцев ног. Как на теле есть круг, так и на нем будет фигура квадрата. Ибо если измерить от подошв ног до макушки головы и приложить это измерение к вытянутым рукам, то получится та же ширина и высота, что и с площадями, квадратными по мерке угла. (Витрувий )Это находит отражение в скульптурных изображениях готики. Посмотрите на статуи в соборах. В научном и теологическом контексте теория архитектуры основывается на философии схоластики, а именно в геометрии и арифметики, относительно объяснения космоса. Это было уже и у Платона и неоплатоников и Пифагора. На этой теории Святой Августин пишет трактат о музыке , музыка и архитектура - две области, базирующиеся на числах!!! Соотношение чисел и есть основа эстетики. Шартрская теологическая школа, основанная в 10 веке, например, взяла математику и геометрию за основу теологической интерпретации. Они также использовали художественные формы, унаследованные от античности, иносказание, поэтическое олицетворение, сближение Бога и природы. Готические соборы - это модель средневекового универсализма. А мы с Вами думаем, откуда эти мистические цифры 7 и 3. А плюс материал по отделке Соборов, который способствовал медитации, если конечно не брать пуританизм цистерцианцев, знаменитого мистика Бернарда Клервосского. Единственным источником познания он считал мистическое созерцание и высшее состояние души - экстаз, в связи с этим вспоминаются творения архитектурные или живописные, показывающие духовный экстаз самого мастера. Тема эта - потрясающая конечно в искусстве. Бернар давал советы самому папе Евгению 3. Бернар был один из могущественных прелатов средневековья. Хронист Лео фон Остиа (11 век ) написал историю бенедиктинского монастыря Монтекассино, в которой упоминает Аббата Дезидериуса, занимающегося строительством монастыря. Оказывается Аббат для отделки монастыря совершал поездки в Рим, чтобы купить там мрамор. К тому же он выписывает из Константинополя мозаиста. Этот период характерен был для возрождения мозаичного искусства. Как говорил философ Абеляр 11/12 веков „ Понимать, чтобы верить“, по его словам, вера должна быть с рассудком. Поэтому готика - это сложное сочетание, но мистическое наверное в любом случае. Как сказал Панофский „ …мистик полагается на свои чувства как на передатчиков зрительных образов и эмоциональных стимулов, в то время как номиналист полагается на них как на передатчиков реальности“.Обо мне:Согласно апокрифам (протоевангелие Иакова и Евангелие Псевдо-Матфея), из-за отсутствия места в гостинице, Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды. Сцена рождения Иисуса, как таковая, появляется в v веке. Пресвятая Дева Мария изображалась сидящей на троне и держащей на коленях Иисуса. После того, как признано церковью было в 431 году рождение Иисуса непорочной Девой Марией, она изображалась лежа на голубом плаще. Иногда плащ был показан в форме ауры вокруг Богородицы. Чудное совершенно откровение было Святой Бригитте шведской (1303/73) - рождение Иисуса в пещере, затем это получило широкое распространение в иконографии Рождества Христова. Явилась ей (Бригитте) Мария в пещере: „…обувь и плащ скинуты и лежат рядом с Марией. Сброшен также платок с головы ее и лежит тоже рядышком. И осталась Мария в одной тунике белой. Золотые волосы рассыпаны по плечам ее. В молитве своей преклоняет колени Мария, спиною повернувшись к яслям и ликом, обращенным к небесам. И проникает чрез нее свет божественный и в одно движение родила она мальчика, кой образ разве что с сиянием солнца сравним. И прошептали губы ее слова благоговения „ приветствую тебя - Бог мой, Правитель мой и сын мой“. 

Кафедральный Собор Святого Стефана 

Кафедральный Собор Святого Лаврентия в Генуе 

НА ГЛАВНУЮ ВЕРНУТЬСЯ