БЕЛЛА ШАБРОВА

ТВОРЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ

Социальные сети

Бельведер в Вене

 Шиндлер, Вальдмюллер и "настроение впечатления" в БельведереБольшая часть картин Бельведера - это собрание 19 века. Коллекция переплетена тесно с коллекцией династии Габсбургов, которая была доступна как музей, в Бельведере. Еще в 1781 году второй этаж дворца представлял собой музейные залы, что собственно послужило основой для начала презентации национального искусства и основания современной галереи. Окончательный вердикт выносился императором. В 1837 году Альбрехтом Крафтом, руководителем галереи, была попытка организовать выставку 141 картин. Были представлены работы Рудольфа и Якоба фон Альт, Фридриха Фюгера, Анжелики Кауффман и многих других. Эмиль Якоб Шиндлер - главный представитель поэтического реализма живописи Австрии 19 века.Австрийская школа художников конца 19 века за основу взяла „ голландские ландшафты“ и „ пейзажная живопись „ в Австрии пережила два кульминационных периода - на вершине первого : Вальдмюллер с его „ouvrage“ - реалистичный бидермейер, искатель и борец истины в природе, за ним последовало ничто иное , как „ настроение впечатления“ ( „ поэтический реализм“) или „stimmungimpressionismus“ и второй художник, благодаря которому живопись достигла вершины - Эмиль Шиндлер. Ученик немецкого художника Альберта Циммермана, который намеренно, зная способности Шиндлера выбирает его для „ пейзажной“ живописи. Частенько учитель летом путешествовал с учениками по Австрии. Это была небольшая колония художников: Шиндлер, Eugène Jettel, Ribarz.Именно у Шиндлера (27 апреля 1842 Вена – 9 августа 1892 Сельт, Германия ) мы глубоко чувствую „ настроение впечатления“ , что так находит выражение у Ольги Визингер, Ольга впоследствии обращается в живописи больше к пастельно-тональным цветам. И влияние Шиндлера глубоко проникает в живопись 20 столетия. Его спонтанность , выбор небольших форматов, такие небольшие детали, как ручейки, мостики отличают его от работ Вальдмюллера.

Читать дальше

Джулия Гонзага

Джулия Гонзага, представительница древнейшего мантуанского рода Гонзага, чья линия восходит к царю Балтазару!! ( три волхва ) красивейшая женщина 16 века.. ею восхищались, писали портреты, воспевали .. Ее бабушка была подругой великой Изабеллы д’ Эсте. Ее возжелал Сулейман Великолепный и был отдан приказ пиратам - выкрасть ее, что не увенчалось успехом. 13 лет от роду она была отдана в жены графу Веспасиану Коллона, В династии которых были кардиналы и сам римский папа, Веспасиан был на 30 лет старше, « хромой и изувечен в войнах». Через два года супруг умирает , оставив завещание, что она остаётся владеть всем его имуществом, при условии, что она не выйдет замуж. Кардинал Ипполито Медичи, с которым возможно был роман, сообщал ей в любовном послании, что его сердце пылает также , как Троя при пожаре. В 1566 году в возрасте 53 лет она скончалась. Себастьяно дель Пьомбо в этом портрете удалось изобразить ее необыкновенную притягательность, таинственность и женскую красоту.

музей истории искусств экскурсия смотреть  

Читать дальше

Поль Сезанн

"ОЛИМПИЯ"


Хочется понять самую суть, почему именно так, почему такой цвет, контраст, понять мысли художника, почему здесь легкий мазок, и почти идет холст, ну да конечно таким образом показывается фактура, а следующий мазок и глубина, бездна ощущения .. ..Хочется понять его чувства на тот момент, герменевтически подойти к художественному произведению .... а может это все не нужно? Копаешь книги признанных искусствоведов , изучаешь эпоху ..стиль, учителей и многое другое ..но мы не можем до конца знать, как с картинами Джорджоне « три философа», например, что хотел сказать художник никто не знает, около сотни интерпретаций , которые становятся в конечном итоге бессмысленными. Изучая в своё время Сезанна я , как мне казалось постигла глубину его мазка, прикладывая к его творчеству учение цветов Иттена или Гёте ..можно мыслить бесконечно, ломая голову .. но одно остаётся, его живопись статична, его живопись базируется на цвете, но она не легка, она как будто монолит вечности.. умение передать глубину предмета, субстанцию предмета цветами , в конце концов даже геологическую формацию .. мощно и глубоко!! Его Олимпия - прекрасна и откровенна в своей позе, ее нагота телесна и нежна, восприятие Олимпии абсолютно определенно и визуально реализованно.. она прекрасна и , как цветы в вазе, и манит пьяняще, как вино в серебряном кувшине, блеск которого как символ скоротечности прекрасного момента, ее волосы разбросаны по подушке, и декором обрамляют голову, они перекликаются с изящными изогнутыми линиями ножки столика возле посетителя. Служанка пытается воздушной шифоновой тканью прикрыть ( или наооборот открыть ?) наготу Олимпии, посетитель, бросив в сторону котелок, возможно он думает: "к черту мою знатность происхождения" и как завороженный и потерявший голову не может оторвать взгляд..тяжелый сюртук отброшен назад, мужчина весь открыт для чувственных наслаждений.. одежда не скрывает очертаний его немного непропорционального тела с тоненькими ножками. Своими цветами и линиями Сезанн реализовывал суть предмета. 

Смотреть Бельведер Музей истории искусств Музей Леопольда на главную

Читать дальше

Готическая архитектура

Когда мы входим в готический Собор, всегда охватывает чувство величия с ощущением средневековой мистики, пытаясь разобраться во всем этом, я дотошно читаю материалы по архитектуре средневековья и конечно схоластику. Схоластика - это логическое постижение Бога, основанное на рассуждении. Это философия того времени. Я не буду о философии Платона и Плотина, на чем основывалась ранняя схоластика, укажу только временные рамки схоластики - 12 век. , а мы будем на примерах. Трактаты по архитектуре обращаются к книгам римского архитектора Витрувия, который в свою очередь не был архитектором в прямом смысле, он написал некое пособие из 10 книг в помощь заказчикам архитектурных сооружений. Он идеализирует греков, не видя греческую архитектуру и игнорирует современные новшества того времени, как то арочную схему. „DE ARCHITECTURA LIBRI DECEM“, ca. 30 v. CHR. - Это единственный сохранившийся античный трактат по архитектуре, и то не оригинал, а копия его трудов. Есть такое понятие - „витрувианская фигура „ - коротко означает, что человеческая фигура есть микрокосмос и макроскосмос. „….центром тела является пупок. Ибо если человек лежит на спине с раскинутыми руками и ногами, а острие циркуля находится у пупка и рисует круг, то круг касается кончиков пальцев обеих рук и кончиков пальцев ног. Как на теле есть круг, так и на нем будет фигура квадрата. Ибо если измерить от подошв ног до макушки головы и приложить это измерение к вытянутым рукам, то получится та же ширина и высота, что и с площадями, квадратными по мерке угла. (Витрувий )Это находит отражение в скульптурных изображениях готики. Посмотрите на статуи в соборах. В научном и теологическом контексте теория архитектуры основывается на философии схоластики, а именно в геометрии и арифметики, относительно объяснения космоса. Это было уже и у Платона и неоплатоников и Пифагора. На этой теории Святой Августин пишет трактат о музыке , музыка и архитектура - две области, базирующиеся на числах!!! Соотношение чисел и есть основа эстетики. Шартрская теологическая школа, основанная в 10 веке, например, взяла математику и геометрию за основу теологической интерпретации. Они также использовали художественные формы, унаследованные от античности, иносказание, поэтическое олицетворение, сближение Бога и природы. Готические соборы - это модель средневекового универсализма. А мы с Вами думаем, откуда эти мистические цифры 7 и 3. А плюс материал по отделке Соборов, который способствовал медитации, если конечно не брать пуританизм цистерцианцев, знаменитого мистика Бернарда Клервосского. Единственным источником познания он считал мистическое созерцание и высшее состояние души - экстаз, в связи с этим вспоминаются творения архитектурные или живописные, показывающие духовный экстаз самого мастера. Тема эта - потрясающая конечно в искусстве. Бернар давал советы самому папе Евгению 3. Бернар был один из могущественных прелатов средневековья. Хронист Лео фон Остиа (11 век ) написал историю бенедиктинского монастыря Монтекассино, в которой упоминает Аббата Дезидериуса, занимающегося строительством монастыря. Оказывается Аббат для отделки монастыря совершал поездки в Рим, чтобы купить там мрамор. К тому же он выписывает из Константинополя мозаиста. Этот период характерен был для возрождения мозаичного искусства. Как говорил философ Абеляр 11/12 веков „ Понимать, чтобы верить“, по его словам, вера должна быть с рассудком. Поэтому готика - это сложное сочетание, но мистическое наверное в любом случае. Как сказал Панофский „ …мистик полагается на свои чувства как на передатчиков зрительных образов и эмоциональных стимулов, в то время как номиналист полагается на них как на передатчиков реальности“.Обо мне:Согласно апокрифам (протоевангелие Иакова и Евангелие Псевдо-Матфея), из-за отсутствия места в гостинице, Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды. Сцена рождения Иисуса, как таковая, появляется в v веке. Пресвятая Дева Мария изображалась сидящей на троне и держащей на коленях Иисуса. После того, как признано церковью было в 431 году рождение Иисуса непорочной Девой Марией, она изображалась лежа на голубом плаще. Иногда плащ был показан в форме ауры вокруг Богородицы. Чудное совершенно откровение было Святой Бригитте шведской (1303/73) - рождение Иисуса в пещере, затем это получило широкое распространение в иконографии Рождества Христова. Явилась ей (Бригитте) Мария в пещере: „…обувь и плащ скинуты и лежат рядом с Марией. Сброшен также платок с головы ее и лежит тоже рядышком. И осталась Мария в одной тунике белой. Золотые волосы рассыпаны по плечам ее. В молитве своей преклоняет колени Мария, спиною повернувшись к яслям и ликом, обращенным к небесам. И проникает чрез нее свет божественный и в одно движение родила она мальчика, кой образ разве что с сиянием солнца сравним. И прошептали губы ее слова благоговения „ приветствую тебя - Бог мой, Правитель мой и сын мой“. 

Кафедральный Собор Святого Стефана 

Кафедральный Собор Святого Лаврентия в Генуе 

НА ГЛАВНУЮ ВЕРНУТЬСЯ


Читать дальше

Вена достопримечательности „Haas-Haus“

 В Вене напротив Собора стоит здание „Haas-Haus“. На первый взгляд оно абсолютно не вписывается в историческую площадь Вены, с  ее грандиозным Собором Святого Стефана. Но давайте попробуем разобраться. 

В университете у нас был потрясающий преподаватель по истории архитектуры, я настолько была глубоко под впечатлением от этого предмета, что по сегодняшний день беру в руки толстую книгу по истории , листаю ее и пытаюсь найти ответы на свои вопросы, как это например с современной постройкой архитектора Ханса Холлейна „ Хаас Хаус“ на площади Святого Стефана . „Haas-Haus“ и сегодня вызывает споры относительно уместности этой архитектуры в историческом центре. Что интересно, это уже второе здание - некогда в 19 веке это был ковровый торговый павильон. Архитекторами были Зикардсбург, Август Зикард фон и Нюлль, Эдуард ван дер, они же строили Венскую Оперу. Во время бомбардировок Второй мировой войны здание было разрушено. Сегодняшнее сооружение - это спроектированное австрийским архитектором Хансом Холляйном - постмодернистское здание, которое было построено в 1987—1990. Пауль Карл Вильгельм Шеербарт— немецкий писатель, поэт, художник, фантаст и визионер конца XIX — начала XX веков. Значительная часть творчества посвящена архитектурным фантазиям. Идеи Шеербарта повлияли на архитектора Бруно Таута, который в 1914 году на кёльнской выставке Веркбунда построил Стеклянный павильон и посвятил его писателю. Визионер, предвидевший многие вещи в области развития цивилизации, философии, космоса, техники, военного дела, архитектуры и дизайна. Пауль Шеербарт пишет, : «Поверхность Земли выглядела бы совсем по-другому, если бы кирпичную архитектуру повсеместно заменили стеклянной. Земля вдруг оказалась бы одетой в драгоценности из самоцветов и эмали. У нас был бы рай на земле, и больше не нужно было бы с тоской смотреть в небо». Для себя я открыла новый смысл этого архитектурного шедевра и абсолютно соглашусь: „..все это производит эффект огромного кристалла, сияющего невероятным многообразием цветов, а „цветное стекло разрушает ненависть“.Собор Святого Стефан, самая главная достопримечательность Австрии в смысле сакральной архитектуры, традиционный католический символ и историческая гордость, он отражается в этом „кристалле“. Глубина восприятия готической архитектуры приобретает и без того какой то мистический и фантазийный характер. Мастер Экхарт, в свое время говорил: „нужно освободить себя от всех мыслей и дать Господу в полной степени наполнить Вас“ - это был схоласт с мистическим воображением - один из крупнейших христианских мистиков, учивший о присутствии Бога во всём существующем. Панофский пишет : „ Мистик полагается на свои чувства как на передатчиков зрительных образов и эмоциональных стимулов“. Собор Святого Стефана - это мистическое сооружение и каменная Библия, если нам вдруг в голову придет Виктор Гюго. А еще у меня ассоциация, непонятная мне, с Брейгелем "Вавилонская башня", когда одна ее часть открывается в новом изображении.А может быть не случайно возникло это здание и именно напротив Символа Австрии ???

на главную 

Читать дальше

Густав Климт, Факультетские картины» (нем. Fakultätsbilder

«Факультетские картины» (нем. Fakultätsbilder) — общее название четырёх картин, созданных для украшения потолка большого актового зала в здании Венского университета. На картинах в аллегорической форме были изображены четыре классических факультета, имевшихся в европейских университетах.Работа Густава Климта „Философия“выставляется на 12 выставке „Сецессиона“, вокруг картин разыгрывается скандальная история. Министерство выносит решение не отдавать работы университету, а разместить их в галере Бельведера. В ответ на это Климт отказывается отдавать свои работы. Началась тяжба, длившаяся годы.Скандальная история получила название „Афера Климта“. Журналистка Берта Цукеркандль пытается защитить Климта своей статьей.Берта Цукеркандль-Шепс (нем. Berta Zuckerkandl-Szeps; 13 апреля 1864, Вена — 16 октября 1945, Париж) — австрийская писательница, журналистка, литературный критик и хозяйка литературного салона. Берта Цукеркандль оказывала протекцию художникам из так называемого Нёчского круга Антону Колигу и Себастьяну Изеппу и поддерживала тесные связи с участниками Венского сецессиона и Венских мастерских, в становлении которых она принимала непосредственное участиеСтатья ( частично) Берты Цукеркандль от 12 апреля 1905 года в венской газете "Wiener Allgemeinen Zeitung".Климт умер 6 февраля 1918 года, тринадцать лет назад.В следующем году ему исполнилось бы семьдесят лет.Он умер на пике своего творчества. Он умер, как и жил. Простой герой.Спокойный, жесткий боец. Непобедимый человек. Победитель!Герой, который не знал других заповедей, кроме глубочайшего закона своего существования, как художника.Под диктатом так называемой "администрации искусства“ произошло управление искусством“. Борьба, которую Климт вел за свои университетские картины запомнился в истории искусства, как когда то борьба за свое искусство Микеланджело. Этот бунт великого художника против наглого посягательства на самые священные права на его творения.12 апреля 1905 года.Рано утром я читаю газету (Берта) ."Густав Климт отказывается от возвращения залога в сумме 13.000 крон Министерству образования за заказанные у него потолочные картины для фестивального зала университета. Онзабаррикадировался в своей студии, картины буду насильно конфискованы“В 9 часов9 часов на улице Йозефштедтерштрассе перед студией Густава Климта."Не звонить. Не открывается". Я зналасигнал стука для друзей Климта. И действительнодверь была осторожно открыта. "Я должна поговорить с тобой".Ты не имеешь права сегодня скрываться в одиночестве.Мы должны прокричать миру о том, что было решено.„Я никогда не забуду прекрасное зрелищеэтой бушующей грозы. Когда мне удалось прочитать слово в словописьмо Министерства извержение стихии было настоящимбыло настоящей бурей. Климт промчался по комнате, разорвалсрывал картины со стены, бросал их в угол, выливал чернильницу, рвал рисунки, проливал чернильницу, рвал чертежи, словом, был настолько неуправляем, что потребовалось огромное усилие успокоить его..,Грохот его торопливых слов:"Для художника не существует такого понятия, как страдание.Заказчик, который не полностью на стороне художника., для меня такая вещь абсолютно не проходима,И я искал всевозможные способы выпутаться из этой ситуации.из этой ситуации, которую я считаю абсолютно унизительной для настоящего художника, для настоящего искусства .Со времени злополучной "Государственной комиссии“, когдаМинистр образования, похоже, действительно вообразил, что он имеет право так относиться и поступать по отношению к моим работам. В Дюссельдорфе, где нашаАвстрийская выставка была официальной, Министерство образования потребовало удалить"золотую рыбку" перед открытием, потому что немецкий кронпринц, который должен был открыть выставку, мог быть шокирован этой работой. Резкий отказ отвыставочного проекта, был реализован Сент-Луисским сецессионом. Я никогда не буду мастером при Министерстве, и не буду присутствовать на выставке, если только мои друзья не заставят меня это сделать.Хватит цензуры. Я собираюсь помочь себе.хочу сбежать. Я хочу избежать всех этихнеприятных насмешек, которые останавливают мою работу...Свобода. Я отказываюсь от любой государственной помощи.Но все это, что я сказал вам здесь, является вторичным. Главное, что я хочу занять свою позицию против того, как австрийское государство, Министерство образования решает вопросы искусства. При любой возможности оно идет против настоящего искусства и настоящих художников.Многое произошло против серьезных художников, которых я не хочу перечислять здесь, но однажды я это сделаю. Я хочу хоть раз дать ясность. Государство не должно играть роль мецената, когда оно подает где- то в лучшем случае милостыню. Государство не должно присваивать себе роль судьи выставочной системы и оставить художественную инициативу полностью за художниками. Должностное лицо не должно вмешиваться в работу художественных школ и выгонять художников, как это происходит сейчас самым решительным образом, я против такой политики. Как это произошло на последнем заседании Комитета Бундестага, когда Сецессион преподнесли в самой унизительной и неуважительной форме, порочащей манере и министр не счел нужным, что ему нужно сказать хоть слово в защиту.Публикация этого разговора с Климтом(воспроизведенной здесь лишь вкратце) состоялась в тот же день.Статья ударила, как бомба. Климт остался победителем. Министерству пришлось согласиться забрать у Климта аванс в 13 000 крон и сохранить его права над картинами. Густав Климт сильно пострадал от чиновничьего высокомерия и самоуправства. Но: каждое распятие...является мощным примером.

Статья Берты 5 февраля 1931 была еще раз опубликована. Гид - искусствовед Шаброва Бельведер экскурсии

Читать дальше

Музей истории искусств. Искусствоведческий дискурс.

Музей истории искусств Ян Вермеер, Аллегория Живописи, 1666/1668, Музей истории искусств, Вена. 

В художественно историческом музее Вены находится этот шедевр, работа голландского живописца Яна Вермеера Дельфтского. Картина Вермеера "Аллегория живописи" всегда у меня вызывает очень двойственное чувство. На картине мы видим спиной к нам за мольбертом художника и позирующая ему девушка, застывшая в своем изысканном воплощении древнегреческой музы Клио и воспевающая историю. Она словно жемчужинка в этом сценическом пространстве. Роскошные предметы с тщательно выписанными деталями. Невероятно насыщенный глубиной тональных оттенков занавес, в своем изображении напоминающим театральный занавес.. Все поражает изысканной созерцательностью..пространство наполнено необыкновенной атмосферностью ..Но меня всегда поражала недоступность этой картины. Можно часами стоять и пытаться понять или прочувствовать хотя бы эту картину. Но нет... Мы вне и мы не присутствуем на этой сцене, мы всего лишь зрители..Нет сближения, его персонажи отстранены...Эта картина что то пытается нам рассказать, но Вермеер не очень удачный рассказчик ..Он изображает себя самого у мольберта и он отстранён, отгорожен от происходящего.. НО картина сама по себе самодостаточна и она сама в себе.  

Ваш русскоязычный гид в Вене Шаброва

музей истории искусств  смотреть

Читать дальше

Австрийская традиция рождественских яслей - как НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ ЮНЕСКО!!

 Stephansdom, Stephansplatz, 1010 Wien, Krippe 

Австрийская традиция рождественских яслей - как НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ ЮНЕСКО!! 

 В Вене сохранен обычай рождественских яслей - традиционный многовековый обычай в Австрии. Он берет свое начало с первых рождественских яслей в Инсбруке, в 1609 году. В течение последующих веков он распространился по всей Австрии и выступил в качестве герменевтической идеи в церковных традициях. Это культурологическое наследие нашло яркое праздничное выражение не только в красочном оформлении, но и театральном, механическом и живом исполнении Рождественской сцены РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. В центре каждых рождественских яслей находится Рождественский хлев, грот со Святым семейством, волом и ослом. 

Согласно рождественской истории, вол и осёл, которые, по преданию, согревали Младенца своим тёплым дыханием. Пастухи с овцами; один из пастухов часто изображён несущим на плечах или в руках ягнёнка как символ Агнца Божия.Три волхва. Согласно католической традиции, поклонение волхвов произошло в день Богоявления (6 января), и фигурки волхвов иногда прибавляются к композиции лишь в этот день. Ангел или ангелы. В православной традиции весть о рождении Спасителя пастухам принёс архангел Гавриил. После первого публичного показа церковных рождественских сцен в Инсбруке обычай рождественских сцен постепенно распространился по всей Австрии и в XVIII веке превратился в порой пышный, игривый, многофигурный театр с множеством местных и региональных колоритов. 

После того, как рождественские ясли все чаще стали появляться в частных домах, особенно начиная с XIX века, из поколения в поколение передавались не только сами ясли, но и сами традиции.Частью традиции рождественских вертепов является также переделка рождественских вертепов любителями и ремесленниками в виде резьбы и расписных рождественских фонов. Не обязательно требуется личная религиозность владельцев и создателей рождественского вертепа, скорее, важны эмоциональное состояние и культурные традиции семей, связанных с рождественскими вертепами.В многочисленных рукодельных школах по яслям в Австрии передаются не только ремесленные знания, но и местные особенности. Ежегодные празднества способствуют сохранению и передаче знаний. 

Рождество в Австрии 

на главную

Читать дальше

Собор Святого Стефана в Вене

 

Венский Собор Святого Стефана и Наследие Юнеско


 Вольные каменщикиВ 1376 году первый раз было упомянуто слово „ Freimaurer“, в переводе с английского слова - „ freemason“, так называли высококвалифицированных каменщиков или строителей сакральной архитектуры. Они обладали тайными знаниями не только каменщиков, но и скульпторов. Эти группы строителей были объединены в „братства“, у них были свои ритуалы и символы. Это традиционное соборное ремесло до сегодняшнего дня существует в Австрии и занесено в число НЕМАТЕРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО. 

 Строительная мастерская ( Bauhütte) Собора Святого Стефана в Вене отвечает за строительство и содержание церкви еще с XII века. Таким образом, начиная со средневековья передаются ручные ремесленные навыки, знания по обработке камня, технике кладки и возведения сводов собора, передается ремесло скульптурного каменотеса. Соборные строительные мастерские несут основную ответственность за сохранность строительных конструкций собора Святого Стефана. Они должны также постоянно исследовать и документировать состояние каменной венского Собора Святого Стефана. При этом сохраняются средневековые методы обработки и используются новые технологии, поскольку помимо традиционных методов каменной кладки, доступны и современные процессы, с помощью которых можно задержать порчу и выветривание камня.Главой соборной ложи является соответствующий соборный МАСТЕР - СТРОИТЕЛЬ. 

Мастера-каменщики, скульпторы, подмастерья и помощники постоянно заняты в мастерских восстановлением и реставрацией поврежденных и разрушенных каменных деталей, а также занимаются скульптурными работами. Новые члены ложи строителей соборов либо обучаются в качестве подмастерьев, либо проходят стажировку по каменной кладке получая специальную подготовку. Решающей особенностью строительных мастерских является высокая степень личной ответственности отдельных каменщиков, которые выполняют детальный проект в значительной степени самостоятельно.Чертежи и планы Строительной ложи собора Святого Стефана, собранные с 14 века и переданные в Академию изящных искусств в 19 веке, сегодня представляют собой крупнейшую в мире коллекцию средневековых чертежей планов, объем которой составляет 60-80% от мирового собрания. Соборная мастерская есть также в Верхней Австрии, в Линзе, соборный архив которого который полностью оцифрован и дополняется текущей документацией ежедневных и ежегодных отчетов о строительных работах мастера-строителя собора.

Перевод из www.unesco.at.


Гид на русском языке в Вене Шаброва Белла

Экскурсия по венскому собору 

Читать дальше

Вена и Византия...


Мне всегда было интересно, почему так ярко византийское влияние в искусстве период средневековья, особенно после первого крестового похода. И интересна была конечно непосредственная связь Австрии и Византии… 

И вот потрясающие исторические факты .. В Австрии, а тогда в 12 - 13 веках, она называлась тогда Ostarrîchi были браки с византийскими принцессами и два очень ярких..Это Бабенберги Герцог Генрих Ясомирготт и Леопольд шестой. Герцог Леопольд шестой берет в жены византийскую принцессу Теодору Ангелину…

Эта пара есть на венских известных часах Anker-Uhr.Итак, поздней осенью 1203 женится Леопольд шестой..Теодора - внучка византийского Императора Алексиоса третьего Ангелоса, помпезнейшей персоны, как пишут книги.. Об этом нам рассказывает историк Карл Брюннер. Епископ Вольфгер из Пассау приглашен на празднество и известный в истории миннезингер Вальтер фон дер Фогельвейде а также и сочинитель эпоса сказания Нибелунгов, каково ?? Для сказателя эпоса это был образец для изображения свадьбы в Вене Кримхильд и Аттилы, которое длилось 17 дней!!!!!!!.. Места в городе не хватало, несмотря на то что деньги Короля „Львиное сердце“ позволили расширить город.. 

 При таких пышных праздниках проходило „посвящение в рыцарство“ .. Вырубались целые лесные массивы для стрел.. и проигрыш в рыцарских турнирах обходилось в переводе на сегодняшний день потере очень дорогого автомобиля..Вокруг города раскидывались палате из дорогой ткани, построены мосты через Дунай, птицой и домашними животными заполняли поля в окрестности города для будущего гуляния …И пекари в Вене уже тогда кричали „ Крендели, крендели - сладкие крендели!! и сегодня сохранилась в Вене улица пекарей… 

Миннензингер Вальтер фон дер Фогельведе поет: 

 „ Я и паяц другой 

 мы князю в ухо поем 

и не сыскать во всем мире монаха 

чье пение, как наше

сравнимо лишь с криком россомахи“ 

 ( свободный перевод) 

Ваш гид в Вене Шаброва Белла

Читать дальше

Вена. Кунсткамера.

 

Камень Безоар.

Безоар кубок с крышкой, Jan Vermeyen, ок.1606, Кунсткамера, Вена. 

Одним из чудодейственных уникальных камней противоядия со времен древней медицины считался камень, который образуется в желудке как животных, (и людей тоже) - Безоар. Это некое плотное образование из плотно свалянных волос, шерсти, извести и даже жира. Слово произошло от персидского бад-зар, что означает противоядие.. 

Особой ценностью славились камни восточной дикой козы, их ценность превышала ценность золота во много раз, они считались экзотическими и были предметами ювелирного искусства.Таким экзотическим шедевром является экспонат рудольфианской эпохи из арабской безоаровой козы - Кубок с крышкой. Император Рудольф II приглашает к своему пражскому двору брюссельского ювелира Jan Vermeyen и ювелир создает экстравагантный Бокал ..Дабы не повредить и сохранить камень, фиксируют безмонатажными застежками..Золотую часть украшают дополнительно эмалью..Гротескное художественное оформление тонко и изящно структурировано..


Читать дальше

Музей истории искусств в Вене

Джорджоне да Кастельфранко "Три Философа"

 Мне хотелось поделиться с Вами своими впечатлениями о картине художника, которого все, увлекающиеся искусством хорошо знают. Это Джорджоне.Джорджо Барбарелли да Кастельфранко ( 1477—1510) 

Его необыкновенная „Спящая Венера“ всем знакома, но она правда было дописана мною обожаемым Тицианом. Особенно безумно люблю позднее творчество Тициана, это как дышащая мембрана, его мазок..Но сейчас не о нем..Работа „три философа“ или „три возраста“ или еще другие названия этой картины есть тоже, мы поговорим о ней ..Меня когда - то поразила статья, правда она больше научного характера, я не буду подробно, буквально главное, искусствоведение в чистом виде штука дотошная и не общая , поэтому не хочу сейчас. Хотя конечно Бенуа - его книги об Авангарде .. супер!! Но хочу нечто эксклюзивное..эдакие изюминки.. 

Перед тем как начну, хотела бы сказать, что интерпретации и объяснения,та же символика, вещь далеко не новая.. Вот когда возникла живопись - как искусство , а не ремесло, так и начали писать труды на эту тему..А это 15 век..Поэтому мелкие детали, как это любит история искусства - на самом деле играют преогромную роль..У этой картины 15 официальных версий, а недавно, тоже где -то прочитала 90!!!!!Его картины они глубоко всего лиричны, поэзийны.. Но я не столько сейчас хотела бы о живописном его гении, сколько о фактах интересных..

Названия картин вносили зачастую в каталог разные, ну тут и начинались новые тоже интерпретации..Английский посол купил когда то в 1638 году эту картину, английский перевод гласил, что изображены Астроном, Геометр и Философ…! 10 лет спустя картина попадает в коллекцию Эрцгерцога Леопольда Вильгельма в инвентаре числится уже, как „ 3 математика“..А описана картина в императорской коллекции была Кристианом Мехелем, как „три мудреца“ !! 

Позднее, в 19 веке не раз меняли название и настоящая дискуссия началась в 90-х годах 19 столетия. Называли „три возраста“ ..Три формы созерцания : Исследование, Медитация, Познание (учение) Учение Старший на картине - предположительно Аристотель, среднего возраста Авиценна, и юноша - Философия Ренессанса! То есть привязка уже ко времени.. Но эта версия не нравилась Карлу фон Лютцов и он настаивал на „трех математиках“…И так бесконечно.. 

Пункт начала дискуссий была его картина „Спящая Венера“, а именно изображенный на картине Купидон, который был везде в описаниях картины, но на самой картине не было, провели рентгенографическое исследование и начались толкования работ Джорджоне..Проводят рентген ..ИКогда обнаружили одного персонажа чернокожим, отпали сомнения - Три волхва, мага, мудреца ..Каспар, Мельхиор и Валтасар. Валтасар - смуглый, король Эфиопии..Волхвы шли с востока (Вавилон, возможно Индии) в поисках Мессии.. 

В 1953 году перетягивают картину и видят на краях, что картина отрезана ..и делают дальнейшие открытия : Плющ, смоковница, источник воды …Тут перепрыгивают на версию „Три математика“- вычисление математическое грота, источника ..Но, в труде „Opus imperfectum in Matthaeum „ написано, что вычисление мессии было в гроте, с источником, на месте где Адам и Ева после рая начали свою земную жизнь..Что получается опять“Три мудреца ?“ Ведь эти растения плющ и смоковница в ренессансе, как символ : рождение Иисуса - плющ, смоковница - Страсти Иисуса..Вода - крещение …Три короля - но где короны?И третий нигде не  сказано - что темнокожий .

Почему название "три философа"?- а потому что жизнь, земная, небесная, исмволы,  Три формы созерцания : Исследование, Медитация, Познание (учение) - все сие есть философия ..А вода, грот - это к апокрифам ...И астрологические Инструменты все же у них..а не "слово мудрое Валаама"

Вот как-то так.. вкратце  


Читать дальше

Сокровищница Габсбургов в Вене

Иконы из перьев попугая или колибри..

Главные Музеи Вены 

Музей Сокровищница в Вене 
Адрес : Hofburg, Schweizerhof, 1010 Wien 
Иисус, Juan Baptista Cuiris, Мексика, 2 половина XVI века. Размер 25x18 cm  Размер 25x18 cm. Вена. Музей Сокровищница. 


Типичный предмет из коллекции Старомексиканского искусства «ацтекской цивилизации», индейского народа центральной Мексики. Испанские монахи составляли даже документальные хроники о мезоамериканский культуре. Христианская тема, конечно, в первую очередь была на службе у церкви. Произведения искусства ацтеков мы находим у Первого Епископа Мексики в районе Michoacan ( Мичоакана ) - Vasco de Quiroga, испанского священнослужителя и миссионера, монаха францисканского Ордена, правителя Мексики с 1531 по 1535 гг. По его указанию были основаны первые мастерские в Мичоакане. По версии в районе Мичиокана, в одной из мастерской, в Тирипетио, возможно монастыре, были созданы некоторые ценные образцы. 

Габсбург Император Карл V для своего внука Рудольфа второго в качестве подарка заказывает две работы: 12 - летний Иисус и Богородица. Эти два Шедевра находятся в сокровищнице в Вене. За основу была взята гравюра Филиппа Томассина. В 1590 году в Риме было опубликовано и затем Juan Baptista Cuiris переносит тему на перьевое изоображение. Христианские мотивы появляются в новом искусстве. Подобные шедевры перьевого искусства можно найти также в украшениях корон Духовенства - Митрах. Ацтеки в свою очередь использовали этот вид искусства, при украшении захоронений Элиты - как связь между этим и потусторонним миром.

 Изображение Иисуса украшено по овалу арабесками с надписью из Евангелия Луки (2, 48-49). „Зачем Вам было искать меня?или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу моему?“. Также снизу мы видим Инициалы мастера Juan Baptista Cuiris. Перышки, порезанные и наклеенные, на бумагу, особенно восхищают своими изысканными яркими цветовыми гаммами. Невероятно сложное, интенсивное, с теневыми и контрастными цветами изображение сохранилось в первозданном виде и сегодня. 

 Никакое время неподвластно этим шедеврам. 


 Экскурсии в Музеях - Шаброва Белла  

Читать дальше

Вена. Эрнст Фукс. АРТ- экскурсии.

 МУЗЕИ ВЕНЫ

Вилла Фукса
Адрес: Hüttelbergstraße 26, 
1140 Wien
Время работы:
Samstag10:00–16:00Sonntag10:00–16:00MontagGeschlossenDienstag10:00–16:00Mittwoch10:00–16:00Donnerstag10:00–16:00Freitag10:00–16:00

Хочется вернуться к гениальному венскому художнику Эрнсту Фуксу. Загадочное, с оттенком мистики и фантастического реализма несет в себе искусство венского художника Эрнста Фукса. Одно из пожалуй неповторимых творений является его вилла, вернее им оформленная. Некий десерт для гурмана.Фукс приобрел в 1972 году, Виллу Отто Вагнера, основателя архитектурного венского Модерна и самого известного в конце 19 века венского архитектора. К тому времени это были развалины, на которых возникло творение - Вилла Фукса. 

Эрнст Фукс, рожденный в феврале 1930 года, был из семьи ортодоксального еврея Максимилиана Фукса и христианки Леопольдины. Оставив нацистскую Вену 1938 году Максимилиан оставляет в Вене жену и сына Эрнста. Эрнста по законам Гитлеровского Рейха лишили матери и отправили в лагерь для полуевреев. Леопольдина спасает сына от концлагеря, оформив развод с Максимилианом. В 1942 году Эрнст принимает крещение, что оставило глубокий неизгладимый след и послужило началом его гениального творчества. 

Его первыми учителями были Шиман Алоис, Эмми Штайнбек скульптор и профессор Фредих.В году учебы в венской Академии Искусств он знакомится с работами Густава Климта и Эгона Шиле. Его творчество, как фантастического реалиста формируется под влиянием Пабло Пикассо,15 - летнего его вдохновлял Микеланджело, Ван Эйк и он вдохновлен мистикой Грааля. Волшебный котел Керидвен в Аннуне. Что может быть загадочнее и мистичнее? Жан Фуке, Ван Эйк, фламандцы были для Эрнста источником иконографического содержания. 

 Картина , по теории искусства - это способ общения, коммуникации .. Настроение -от слова настраивать. Настраивать инструмент..Итак - это музыка, слух, молчание, акустика…Эстетику несут еще наскальные рисунки.. Рисунки 40 000 летней истории. Нитцще говорит следующее. Картины - это не действительность времени, это ощущение действительности..Это как изображение змеи, к примеру : кто то видит формы извивающейся змеи, а тото слышит ее шипящий звук…В этом органика картины.. 

 Трагедия войны ранит душу и навевает мысли Апокалипсиса.„ Концлагерь, раздоры великих держав, увиденные с полета птицы смерти… Жизнь моя отмечена печатью голода..Фольфанг Гурлитт купил у меня несколько листов…Опять мы могли жить несколько дней…“. Фукс был замечен знаменитым торговцем немецких импрессионистов, что позволило ему жить. Символика Алхимии стала не чуждой художнику и в его картинах это находит отражение. Алхимия всегда притягивала художников даже на практике. Саламандры, колбы увлекали еще Дюрера, Рембрандта, Кранаха.. 

Подлинная Икона его страданий - его картина „Лик нерукотворный“. 

 Находясь под влиянием Сальвадора Дали, Пикассо живопись Эрнста Фукса приобретает сюрреалистичные нотки..Он не раз и подолгу обсуждает с Дали тему Херувима. Дали без слов понимал мысли Эрнста, что было глубоко важно для Эрнста. Его муза и жена Ева Кристина вдохновляет на тему „Ангельской материи“…Как тут не вспомнить „материальный компонент“ Аристотеля: „Женщина - материальное, мужчина - божественное“. Райские мотивы - неоднозначны..Трактовка света, яркость необычных мистических красок — признак живописных творений Эрнста Фукса. 

 9 ноября 2015 года не стало этого великого венского Художника. Мне выпало счастье, видеть и беседовать с венским Гением … 

                                                                           Гид в Вене Шаброва Белла

Читать дальше

Мартин Шонгауэр

Мартин Шонгауэр (нем. Martin Schongauer 1450/1453, Кольмар — 1491, Баден), Рождение Иисуса, Берлин.(Хуго ван дер Гус, Поклонение пастухов, Берлинская картинная галерея)Я бы хотела вновь обратиться к старым мастерам, а именно Шонгауэру.. Чем велик он? Рассуждая здесь о Сезанне, мы поняли , что не нужно откусывать яблоко, чтобы понять, что оно твердое, достаточно посмотреть на яблоко Сезанне. Брейгель и Герцог Альба, Рембрандт, его позднее творчество, оно сложное, как его жизнь и Кандинский про него сказал, есть два Импрессиониста : „Тициан и Рембрандт.!!.“ - велика фраза !! Впечатление …Эмоции.. И Рембрандт не выбирает академичный мазок, он берет сложную, почти мембранную манеру письма , когда пишет свои поздние портреты, ему невыносимо тяжело в жизни.. Шиле говорит: „ Я могу, как Мастер - Климт“ - но "я есть сам" и кричит через свое тело..А Шонгауэр ??Немецкий живописец, рисовальщик и гравёр периода Раннего Возрождения.Мартин Шонгауэр был рожден в семье, известного уже с 1329 в Аугсбурга графского рода, титула, даруемого им духовенством. Родился он в Кольмаре, между 1425 и 1430 годами. Отец был золотых дел мастер. Мартин первые навыки получает в мастерской отца, как рисовальщик и гравер, затем у кольмарских живописцев. Сохранилось около 115 его медных гравюр. Он распространил яркий, неповторимый свой стиль. Они все подписаны „M“ и „S“ , между ними маленький крестик с лунообразующей средней линией. Никогда его гравюры не будут забыты…Просто мало говорят ..Его называли „Прекрасный Мартин“, сохранилось 52 рисунка и приблизительно столько же копий. Дюрер увидел работу Мартина и написал „ Это Красота Мартина, 1470, а он еще подмастерье .“ Он восхищался гравюрами Шонгауэра. Решающее в живописи Мартина было знакомство с творчеством великого старонидерландского художника Рогира ван дер Вейдена, а также нидерландского живописца Хуго ван дер Гуса ( один из его шедевров Алтарь Портинари, 1475), о нем тоже мало говорят.. Вазари ошибочно, по причине столь великолепных работ, причисляет Шонгауэра к итальянцам и сообщает нам, что сам Микеланджело обращался к работам прекрасного Мартина. Ну конечно, пейзаж напоминает кисть венецианских мастеров. Настолько красив…Работа Шонгауэра „Рождение Иисуса“ - это ювелирное тонкое украшение..Какая нежность и изысканность в красках и изящности линиий, в чем сказалось немалое влияние Рогира ван дер Вейдера. Но вместе с тем реалистичность, экспрессия персонажей вводит в состояние изумления и восхищения, особенно если посмотрим на лица с правой стороны картины. В этом Шонгауэр обращается в том числе к творчеству Гуса. Только Мартин он мягче, тоньше, лиричнее, сказочнее даже..В случае работы Хуго ван дер Гуса, он соединяет несколько сцен, в отличие от Шонгауэра, Мария и Иосиф в окружении Ангелов, тут же Волхвы приглашают нас с Вами узнать, что произошло. Пастухи, падая на ходу, спешат посмотреть на него ..Гус пишет с эмоциями и экспрессией, жанрово и характерно..У Шонгауэра мягкое лиричное созерцание этой сцены, благородное, проникновенное…Но под влиянием Хуго ван дер Гуса, Эразма Роттердамского, Иеронима Босха формируется яркая демонизация Зла и идеализация Добра в изображениях прекрасного Мартина. Некий дуализм. Его живопись и виртуозное владение резцом остается на века..Его работы, как например, мучения Святого Антония или Страсти Христовы не могут спокойным оставить даже искушенного искусством зрителя. Насколько прекрасно его добро в линиях, колорите, мягкости, настолько демонически чудовищно ужасно его зло в этих же гениальных линиях. И настолько же велико его влияние на живопись в целом.Где то в книге я читала, что Дюреру в его работе "Вознесение Марии" заказчики предложили вырезать и продать ступни, изображенного в этой картине коленопреклоненного Апостола. И в этом была немалая заслуга великого Шонгауэра, когда Дюрер линию за линией, рисунок за рисунком тщательно изучал и учился на мастерстве Прекрасного Мартина. 

музей истории искусств в вене смотреть  на главную

Читать дальше
View more